Сначала читать книги, а потом посещать тренинги или наоборот?  
А может, лучше сперва сосредоточиться на улучшении hard skills?  
На что вообще в первую очередь работодатель обратит внимание в резюме?

Junior Project Manager’ам бывает непросто сориентироваться в том, с чего начинать свое профессиональное развитие. Поэтому Web Academy собрала советы для новичков от Senior Project Manager’ов, которые сегодня работают в топовых IT-компаниях.

Тарас Федорук (тренер Web Academy)
Senior Project Manager, Ops Lead в wearereasonablepeople (Нидерланды)

Что читать. Я рекомендую проектному менеджеру в начале пути сосредоточиться исключительно на наборе знаний и навыков, которые непосредственно связаны с выполнением текущих задач. Scrum, Kanban и прочие PMBOK читать рано — только запутаетесь и возникнут трудности с системным подходом. Но, разумеется, если вам интересен, к примеру, коучинг, я не могу отказать в таких изысканиях.

На мой взгляд, последовательность должны быть следующая:

  1. Проектное управление (ваш гигиенический минимум в профессии должен быть достигнут).
  2. Управление и лидерство (расширение фундамента).
  3. Отдельные подходы, инструменты, практики.

Соответственно, начинающему PM я порекомендую две книги о проектном управлении и одну об управлении и лидерстве.

И да,«Deadline. Роман об управлении проектами» Тома ДеМарко вам наверняка уже посоветовали.

Что смотреть. Могу сказать, что искать в фильмах мораль для проектного руководителя — значит испортить себе просмотр. Но если вам так уж интересно, предлагаю следующие:

  1. «Несколько хороших парней». О навыках работы в команде и роли лидера.
  2. «Человек, который изменил все». О значимости информации и данных для принятия управленческих решений.
  3. «12 разгневанных мужчин». О тяжелых переговорах и умении убеждать.

Какие навыки осваивать. На самом деле, в контексте навыков Junior PM и Middle PM практически не отличаются. Весь фокус сосредоточен на том, что именно Junior PM уже успел попробовать и на чем набил шишек. Если вам можно доверить более серьезные проекты, значит, вы переросли уровень Junior. И сделали вы это, отработав базовые навыки (планирование, контроль, организация, координация) до автоматизма на более простых инициативах.

Что указывать в резюме. Начинающий PM должен больше внимания уделить сопроводительному письму, в котором он максимально продемонстрирует мотивацию к работе и желание развиваться. Что касается резюме, то от начинающих PM, помимо опыта, я обычно ожидаю формальное обучение проектному управлению и волонтерские инициативы. Так я могу понять, что:

  • во-первых, у кандидата есть лексикон — с ним уже можно о чем-то говорить предметно;
  • во-вторых, он уже что-то пробовал на практике.

Поверьте, даже организацию благотворительного обеда можно отлично описать в терминах проектного управления.

Главное тут не забывать, что Junior PM — это проектный руководитель с опытом не менее полугода, которому можно доверить ведение проекта, пусть и очень простого, но от начала до конца. Не путайте это с Intern или Trainee уровнем, когда опыта нет, а значит и проект такие кандидаты вести не могут. Роль таких людей будет ограничена администрированием и координацией. Учитывайте это при составлении резюме и сопроводительных писем.

Станислав Самко (тренер Web Academy)
Senior Project Manager в Sigma Software Group

Что читать. Не существует стандартной литературы, прочитав которую можно стать хорошим Project Manager. Менеджеры, как и все люди, разные. У каждого свой запрос на необходимые знания.

Сегодня я бы рекомендовал обратить больше внимания на практические тренинги. Но на них нужно идти более-менее подготовленными по общим понятиям:

  • IT-индустрия и терминология;
  • методологии (общее понимание);
  • бизнес-анализ (поможет в понимании того, как работать с информацией и документацией);
  • работа с командой.

Это тот фундамент, с которого следует начать, а дальше уже можно идти по конкретным методологиям, оценке, планированию и т.д.

Что смотреть. Я не знаю каких-то обязательных фильмов или видео, которые просто необходимо посмотреть.

У каждого начинающего или состоявшегося PM есть свой уникальный подход, стиль и инструменты к управлению проектами. Так что нужно работать именно в направлении self-development. А что для этого смотреть — каждый решает для себя сам.

Какие навыки осваивать. Все очень зависит от компании, в которой вы работаете или будете работать, так как сейчас на рынке я не вижу единой картинки уровней навыков под грейд Junior–Middle–Senior.

Но, как правило, всегда существует несколько основных областей, с которыми Junior PM не работает:

  • финансы;
  • pre-sales;
  • контракт;
  • full team management.

Что указывать в резюме. Резюме — это ваш портрет для работодателя. Через него нужно раскрыть себя, показать, в чем вы сильны и чем ваши знания и опыт могут быть интересны.

Если вы были волонтером или у вас был интересный дипломный проект в университете — обязательно упомяните об этом. Также стоит добавить пункт об исследованиях, которые вы проводили (если такие были).

Указание таких важных деталей может помочь вам получить желанную работу. 

И помните, что не только вы ищите работу, но и работодатель ищет специалистов!

lavrova11

Анна Лаврова (тренер Web Academy)
Project and Process Consultant, Agile Coach

Что читать. Мои рекомендации — это ликбез по применению Agile-технологий в проектах на разных их стадиях, способы оценки и оформления требований, а также «методички» по тому, с чего начинать.

  1. Agile Estimating and Planning, Mike Cohn
  2. User Stories Applied: For Agile Software Development, Mike Cohn
  3. Agile Project Management - A Quick Start Beginner's Guide To Mastering Agile Project Management, Henry O'Brien
  4. Essential Scrum - A Practical Guide to the Most Popular Agile Process (Addison-Wesley Signature Series (Cohn), Kenneth S. Rubin
  5. Agile Project Management For Dummies, Mark C. Layton

Что смотреть.

  1. «Большой побег». Здесь визуализировано выдающееся управление строительными проектами: были отдельные работы и таланты (подрядчики, производители, туннельные короли, портные и так далее). Изначально стремясь вырыть три туннеля, каждая команда работала вместе, чтобы завершить проект, который хорошо бы работал с последовательным программным обеспечением Ганта. Хотя два туннеля провалились, все команды знали, что их конечная цель состоит в том, чтобы сбежать, что означало быстрый переход от неудачных подпроектов к их конечной цели.
  2. «Феррис Бьюллер берёт выходной». Для тех, кто не верит, что за день можно сделать проект. И для тех, кто верит в силу планирования.
  3. «Стражи галактики». Чтобы увидеть модель Такмана (стадии развития команды).
  4. «Марсианин». Чтобы научиться разбивать проект на вехи, стаффить команду, согласно не только техническим, но и дополнительным компетенциям, а также, чтобы научиться разрабатывать прозрачную коммуникацию и принимать решения.

Какие навыки осваивать. Планирование, организация, отслеживание, принятие решений, коммуникация.

Пробовать, получать обратную связь, работать с наставником, слушать подкасты и смотреть видео тех, кто пробует, получает обратную связь и делает выводы.

Что указывать в резюме. Задачи и достижения, которые были даже не в проектной деятельности.

Дополнительный совет. Определите свои сильные стороны и укрепляйте их.

Составьте свою матрицу компетенций и выделите цели на квартал и год. Что будет выглядеть иначе?

Найдите тех, кто может вам помочь в достижении ваших целей и задач.

pm3

Сергей Жульжик
Senior Technical Project Manager в EPAM Systems

Что читать. Моими первыми книгами по теме были:

  1. «Как привести дела в порядок», Девид Аллен.
  2. «Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы», Фредерик Брукс.

Из интернет-ресурсов советую обратить внимание на Medium та Project Manager

Medium — ресурс, на котором собрана важная информация не только по теме проектного менеджмента. Здесь можно найти много полезного о soft skills, о современных подходах, практиках и методологиях в решении тех или иных задач и т. д.

А Project Manager — как раз профильный ресурс, где регулярно появляется новая информация именно об управлении проектами. 

Что смотреть. «Социальная сеть». Как нанимать людей с реальными скилами, а не просто за то, что они выпускники колледжа.

«Стажеры». История о том, что не стоит сдаваться, пока вы не достигнете поставленной цели. И не важно, насколько нереалистичной она кажется в начале.

«Головоломка». Хороший проект-менеджер никогда не должен недооценивать силу разных навыков у людей в команде, так как при правильном применении тот или иной навык полезен для всего проекта.

«Кремниевая долина». Правдивая история о стартап-культуре, поданная в юмористической манере.

Какие навыки осваивать. Быть хорошим проект-менеджером нельзя без:

  • способности работать с большими объемами информации;
  • многозадачности;
  • критического мышления;
  • умения делегировать полномочия.

Что указывать в резюме. Расскажите о неудачных примерах из своей практики: как все развивалось и чем закончилось.

Дополнительный совет. Никогда не переставайте учиться. Уважайте других и относитесь к своим командам как к партнерам. Развивайте эмоциональный интеллект.

MariiaShvets

Мария Швец
Senior Project Manager в SoftServe

Что читать.

  1.  «Человеческий фактор: успешные проекты и команды», Том ДеМаро и Тимати Листер. Эту книгу я прочла очень давно, но знаниями, которые она мне дала, пользуюсь до сих пор. Хотя книга и была написана в 1987 году, своей актуальности не потеряла. И я ее очень рекомендую всем начинающим проектным менеджерам, чтобы понимать, как работать с командами и людьми.
  2.  «Scrum и XP. Заметки с передовой» и «Scrum и Kanban: выжимаем максимум», Хенрик Книберг. Их стоит прочесть, чтобы хорошо разобраться в том, как работают эти широко используемые методологии.
  3.  «Цель. Процесс непрерывного совершенствования», «Цель-2: Дело не в везении», «Цель-3. Необходимо, но не достаточно», «Критическая цепь», Элияху Голдратт. Они написаны в жанрах бизнес-романа, читаются очень легко. Я бы начинала с «Критической цепи», а потом бралась за книги из серии «Цель».

Начинающему PM, думаю, можно на этом остановиться. Дальше стоит обратить внимание на необходимые навыки и больше двигаться в сторону их приобретения. Книги нужны для того, чтобы понимать, как работает проект. Все остальное – это уже прокачивание своих soft skills и hard skills.

И да, я не рекомендую новичкам читать PMBOK, так как это не книга, а свод правил. Если специалист не имеет практического опыта работы, этот свод правил будет сложно понять, потому что в нем он увидит всего лишь таблички и инструкции, непростые для восприятия. Но, естественно, с определенного этапа развития карьеры и с приобретенным опытом, эта книга станет настольным руководством любого проектного менеджера.

Если говорить про статьи, СМИ, личные блоги, то тут дело вкуса. Я считаю, что очень много полезной информации есть наDOU. Там люди делятся своим практическим опытом, есть много хороших статей, поэтому рекомендую читать. А для того, чтобы в целом оставаться в курсе того, что происходит в IT Украины, можно читатьAIN.

Также могу посоветовать блог Mountain Goat Software, в котором можно найти ответы и объяснения на разные темы, связанные с работой по Agile и Scrum.

В целом, я рекомендую начинающим PM следить за трендами работы на современном рынке, разбираться в них. Например, понимать, что такое работа с Cloud Solutions, Artificial Intelligence, Machine Learning. Ресурсов очень много, стоит выбирать тот, который будет наиболее полезен и удобен персонально. И узнавать последние тренды там, чтобы быть в курсе событий.

Что смотреть. Не могу припомнить фильм или сериал, которые бы были связаны с работой и чему-то меня научили. Есть, конечно же, сериалы про стартапы, работу в IT, но нужно понимать, что происходящее там отличается от реальной жизни, от реалий Украины, в которых мы работаем.

Что касается ютуб-каналов, то рекомендую подписываться на каналы конференций. Многие через некоторое время после завершения выступлений выкладывают их запись в открытый доступ.

Для просмотра я бы выбирала лидеров мнений, то есть тех людей, которые создавали Agile Manifesto, которые сегодня активны и публичны в IT-мире. Всех конференций знать невозможно, поэтому я обычно ищу по имени спикера или теме и смотрю, есть ли что-то в выдаче с конференции. В частности, есть очень много отМартина Флауера. Это знаменитый архитектор в IT-мире, он популярен среди разработчиков. И у него масса идей, которые касаются технической стороны выполнения проектов. Очень рекомендую.

Какие навыки осваивать. Любознательность, желание работать с людьми, желание их слушать, слышать, делать что-то для них и для проекта, максимально стараться. Ничего нового, на самом деле. Нет никакой серебряной пули. Все, что нужно, уметь работать с людьми и действительно не бояться пробовать, искать, смотреть и учиться. В первое время это очень важно.

Что указывать в резюме. Junior PM должен хорошо разбираться в Agile-методологиях.

Если есть пройденные курсы, обязательно укажите их и темы. 

Если есть определенный лидерский опыт в прошлом (университет, школа), это тоже большой плюс, особенно для начинающего специалиста. Любой лидерский опыт будет плюсом, потому что легко научиться, например, как работать с рисками или качеством проекта, но лидерские качества приобрести очень сложно. И на это я бы действительно обращала особое внимание.

Дополнительный совет. Помню, когда я начинала карьеру Project Manager, найти работу сразу было очень сложно. Для этого, как правило, нужен был технический опыт. Как сейчас — сложно сказать. Но на месте начинающих PM в IT, я бы попробовала хотя бы минимально разобраться в том, как в целом работает программное обеспечение. Возможно, даже выучить простой язык программирования вроде Python. Это поможет понимать, как работают люди, с которыми нужно будет работать. Так что определенные технические основы я также советую приобрести.