
Сначала читать книги, а потом посещать тренинги или наоборот?
А может, лучше сперва сосредоточиться на улучшении hard skills?
На что вообще в первую очередь работодатель обратит внимание в резюме?
Junior Project Manager’ам бывает непросто сориентироваться в том, с чего начинать свое профессиональное развитие. Поэтому Web Academy собрала советы для новичков от Senior Project Manager’ов, которые сегодня работают в топовых IT-компаниях.
Тарас Федорук (тренер Web Academy)
Senior Project Manager, Ops Lead в wearereasonablepeople (Нидерланды)
Что читать. Я рекомендую проектному менеджеру в начале пути сосредоточиться исключительно на наборе знаний и навыков, которые непосредственно связаны с выполнением текущих задач. Scrum, Kanban и прочие PMBOK читать рано — только запутаетесь и возникнут трудности с системным подходом. Но, разумеется, если вам интересен, к примеру, коучинг, я не могу отказать в таких изысканиях.
На мой взгляд, последовательность должны быть следующая:
Соответственно, начинающему PM я порекомендую две книги для project manager, о проектном управлении и одну об управлении и лидерстве.
И да, «Deadline. Роман об управлении проектами» Тома ДеМарко вам наверняка уже посоветовали.
Что смотреть. Могу сказать, что искать в фильмах мораль для проектного руководителя — значит испортить себе просмотр. Но если вам так уж интересно, предлагаю следующие:
Какие навыки осваивать. На самом деле, в контексте навыков Junior PM и Middle PM практически не отличаются. Весь фокус сосредоточен на том, что именно Junior PM уже успел попробовать и на чем набил шишек. Если вам можно доверить более серьезные проекты, значит, вы переросли уровень Junior. И сделали вы это, отработав базовые навыки (планирование, контроль, организация, координация) до автоматизма на более простых инициативах.
Что указывать в резюме. Начинающий PM должен больше внимания уделить сопроводительному письму, в котором он максимально продемонстрирует мотивацию к работе и желание развиваться. Что касается резюме, то от начинающих PM, помимо опыта, я обычно ожидаю формальное обучение проектному управлению и волонтерские инициативы. Так я могу понять, что:
Поверьте, даже организацию благотворительного обеда можно отлично описать в терминах проектного управления.
Главное тут не забывать, что Junior PM — это проектный руководитель с опытом не менее полугода, которому можно доверить ведение проекта, пусть и очень простого, но от начала до конца. Не путайте это с Intern или Trainee уровнем, когда опыта нет, а значит и проект такие кандидаты вести не могут. Роль таких людей будет ограничена администрированием и координацией. Учитывайте это при составлении резюме и сопроводительных писем.
Станислав Самко (тренер Web Academy)
Senior Project Manager в Sigma Software Group
Что читать. Не существует стандартной литературы, прочитав которую можно стать хорошим Project Manager. Менеджеры, как и все люди, разные. У каждого свой запрос на необходимые знания.
Сегодня я бы рекомендовал обратить больше внимания на практические тренинги. Но на них нужно идти более-менее подготовленными по общим понятиям:
Это тот фундамент, с которого следует начать, а дальше уже можно идти по конкретным методологиям, оценке, планированию и т.д.
Что смотреть. Я не знаю каких-то обязательных фильмов или видео, которые просто необходимо посмотреть.
У каждого начинающего или состоявшегося PM есть свой уникальный подход, стиль и инструменты к управлению проектами. Так что нужно работать именно в направлении self-development. А что для этого смотреть — каждый решает для себя сам.
Какие навыки осваивать. Все очень зависит от компании, в которой вы работаете или будете работать, так как сейчас на рынке я не вижу единой картинки уровней навыков под грейд Junior–Middle–Senior.
Но, как правило, всегда существует несколько основных областей, с которыми Junior PM не работает:
Что указывать в резюме. Резюме — это ваш портрет для работодателя. Через него нужно раскрыть себя, показать, в чем вы сильны и чем ваши знания и опыт могут быть интересны.
Если вы были волонтером или у вас был интересный дипломный проект в университете — обязательно упомяните об этом. Также стоит добавить пункт об исследованиях, которые вы проводили (если такие были).
Указание таких важных деталей может помочь вам получить желанную работу.
И помните, что не только вы ищите работу, но и работодатель ищет специалистов!
Анна Лаврова (тренер Web Academy)
Project and Process Consultant, Agile Coach
Что читать. Мои рекомендации — это ликбез по применению Agile-технологий в проектах на разных их стадиях, способы оценки и оформления требований, а также «методички» по тому, с чего начинать.
Что смотреть.
Какие навыки осваивать. Планирование, организация, отслеживание, принятие решений, коммуникация.
Пробовать, получать обратную связь, работать с наставником, слушать подкасты и смотреть видео тех, кто пробует, получает обратную связь и делает выводы.
Что указывать в резюме. Задачи и достижения, которые были даже не в проектной деятельности.
Дополнительный совет. Определите свои сильные стороны и укрепляйте их.
Составьте свою матрицу компетенций и выделите цели на квартал и год. Что будет выглядеть иначе?
Найдите тех, кто может вам помочь в достижении ваших целей и задач.
Сергей Жульжик
Senior Technical Project Manager в EPAM Systems
Что читать. Моими первыми книгами по теме были:
Из интернет-ресурсов советую обратить внимание на Medium та Project Manager.
Medium — ресурс, на котором собрана важная информация не только по теме проектного менеджмента. Здесь можно найти много полезного о soft skills, о современных подходах, практиках и методологиях в решении тех или иных задач и т. д.
А Project Manager — как раз профильный ресурс, где регулярно появляется новая информация именно об управлении проектами.
Что смотреть. «Социальная сеть». Как нанимать людей с реальными скилами, а не просто за то, что они выпускники колледжа.
«Стажеры». История о том, что не стоит сдаваться, пока вы не достигнете поставленной цели. И не важно, насколько нереалистичной она кажется в начале.
«Головоломка». Хороший проект-менеджер никогда не должен недооценивать силу разных навыков у людей в команде, так как при правильном применении тот или иной навык полезен для всего проекта.
«Кремниевая долина». Правдивая история о стартап-культуре, поданная в юмористической манере.
Какие навыки осваивать. Быть хорошим проект-менеджером нельзя без:
Что указывать в резюме. Расскажите о неудачных примерах из своей практики: как все развивалось и чем закончилось.
Дополнительный совет. Никогда не переставайте учиться. Уважайте других и относитесь к своим командам как к партнерам. Развивайте эмоциональный интеллект.
Мария Швец
Senior Project Manager в SoftServe
Что читать.
Начинающему PM, думаю, можно на этом остановиться. Дальше стоит обратить внимание на необходимые навыки и больше двигаться в сторону их приобретения. Книги нужны для того, чтобы понимать, как работает проект. Все остальное – это уже прокачивание своих soft skills и hard skills.
И да, я не рекомендую новичкам читать PMBOK, так как это не книга, а свод правил. Если специалист не имеет практического опыта работы, этот свод правил будет сложно понять, потому что в нем он увидит всего лишь таблички и инструкции, непростые для восприятия. Но, естественно, с определенного этапа развития карьеры и с приобретенным опытом, эта книга станет настольным руководством любого проектного менеджера.
Если говорить про статьи, СМИ, личные блоги, то тут дело вкуса. Я считаю, что очень много полезной информации есть на DOU. Там люди делятся своим практическим опытом, есть много хороших статей, поэтому рекомендую читать. А для того, чтобы в целом оставаться в курсе того, что происходит в IT Украины, можно читать AIN.
Также могу посоветовать блог Mountain Goat Software, в котором можно найти ответы и объяснения на разные темы, связанные с работой по Agile и Scrum.
В целом, я рекомендую начинающим PM следить за трендами работы на современном рынке, разбираться в них. Например, понимать, что такое работа с Cloud Solutions, Artificial Intelligence, Machine Learning. Ресурсов очень много, стоит выбирать тот, который будет наиболее полезен и удобен персонально. И узнавать последние тренды там, чтобы быть в курсе событий.
Что смотреть. Не могу припомнить фильм или сериал, которые бы были связаны с работой и чему-то меня научили. Есть, конечно же, сериалы про стартапы, работу в IT, но нужно понимать, что происходящее там отличается от реальной жизни, от реалий Украины, в которых мы работаем.
Что касается ютуб-каналов, то рекомендую подписываться на каналы конференций. Многие через некоторое время после завершения выступлений выкладывают их запись в открытый доступ.
Для просмотра я бы выбирала лидеров мнений, то есть тех людей, которые создавали Agile Manifesto, которые сегодня активны и публичны в IT-мире. Всех конференций знать невозможно, поэтому я обычно ищу по имени спикера или теме и смотрю, есть ли что-то в выдаче с конференции. В частности, есть очень много от Мартина Флауера. Это знаменитый архитектор в IT-мире, он популярен среди разработчиков. И у него масса идей, которые касаются технической стороны выполнения проектов. Очень рекомендую.
Какие навыки осваивать. Любознательность, желание работать с людьми, желание их слушать, слышать, делать что-то для них и для проекта, максимально стараться. Ничего нового, на самом деле. Нет никакой серебряной пули. Все, что нужно, уметь работать с людьми и действительно не бояться пробовать, искать, смотреть и учиться. В первое время это очень важно.
Что указывать в резюме. Junior PM должен хорошо разбираться в Agile-методологиях.
Если есть пройденные курсы, обязательно укажите их и темы.
Если есть определенный лидерский опыт в прошлом (университет, школа), это тоже большой плюс, особенно для начинающего специалиста. Любой лидерский опыт будет плюсом, потому что легко научиться, например, как работать с рисками или качеством проекта, но лидерские качества приобрести очень сложно. И на это я бы действительно обращала особое внимание.
Дополнительный совет. Помню, когда я начинала карьеру Project Manager, найти работу сразу было очень сложно. Для этого, как правило, нужен был технический опыт. Как сейчас — сложно сказать. Но на месте начинающих PM в IT, я бы попробовала хотя бы минимально разобраться в том, как в целом работает программное обеспечение. Возможно, даже выучить простой язык программирования вроде Python. Это поможет понимать, как работают люди, с которыми нужно будет работать. Так что определенные технические основы я также советую приобрести.