Как начать зарабатывать на дизайне и какой путь выбрать?

Когда начинающий дизайнер становится перед выбором — фриланс, компания или аутсорс, нужно взвесить все «‎за» и «‎против». Место работы стоит выбирать ответственно, учитывая возможности и условия, которые будут вас ждать в будущем. В этой статье Александр Чмыра, Senior Experience Designer в EPAM и тренер в Web Academy, расскажет о специфике разных сфер и проанализирует требования, уровень оплаты и возможности в них для дизайнеров.

Содержание статьи:

Уровни развития дизайнера

Первый часто задаваемый вопрос: может ли человек, который не умеет рисовать, стать веб-дизайнером? Здесь часто звучит аналогия, что веб-дизайнер — это скорее сантехник и электрик, чем художник. Знания и навыки важнее таланта. Как и в любой другой профессии 1% успеха — это талант, а 99% — результат тяжелой работы. Круто, если у вас уже есть понимание работы с цветом, контрастом, хороший вкус. Но отсутствие таких знаний не будет преградой для людей, которые хотят научиться.

Дизайнеров в сфере IT условно можно разделить на категории. Они начинают с позиции Trainee — стажера. Многие путают Trainee с Junior, ошибочно думая, что просто изучив все, они уже станут джуниорами. Но Junior — это уровень, которого нужно достичь. Это человек, который уже хорошо понимает, как делать дизайн. Он умеет работать с такими тулами, как Figma, Photoshop, Sketch и т.д. Возможно, он еще будет работать под присмотром более опытного дизайнера, но база у него уже есть.

Далее идут уровни Middle, Senior. После этого еще возможно развитие до Lead-дизайнера, Principal дизайнера и т.д. Но сегодня мы будем говорить о тех, кто только начинает свой путь — это Trainee и Junior дизайнеры.

Какие требования рынка к начинающему дизайнеру?

  • качество и уровень портфолио
  • уровень знания английского
  • UI навыки — это умение работать с разными тулами (Photoshop, Figma, Sketch). Скорость работы в них, понимание основных принципов визуального дизайна.
  • UX навыки включают в себя умение анализировать, изучать и понимать потребности пользователей, вести переговоры с клиентом и т. д.

Какие направления сейчас популярны в веб-дизайне?

В дизайне сейчас есть 2 основных направления: UI и UX. UI (User Interface) — то, что мы видим, приходя на сайт. Это визуализация интерфейсов, это про «‎красиво и удобно»‎. UX (User Experience) — более сложная штука. Она связана с исследованиями и практиками, которые позволяют узнать информацию о пользователе. При помощи таких исследований можно улучшить юзабилити сайта, понять потребности пользователя. Это научно-прикладная вещь.

Когда дизайнер начинает свой путь, ему нужно «качать» UI часть. А потом уже со временем у него будут появляться все новые и новые вопросы. Ответы на них даст UX-дизайн.

Ближайший курс по направлению: Web Design с нуля

В этой статье мы рассмотрим пути, по которым может пойти дизайнер:

  • работа на фрилансе
  • дизайн-студия
  • стартап
  • продуктовая компания
  • аутсорс

Плох тот Junior, который не хочет стать Senior-дизайнером. Поэтому в выборе сферы всегда нужно ориентироваться на перспективы дальнейшего развития, условия труда, с которыми вы столкнетесь. Мы будем анализировать все возможные пути по таким критериям:

  • оплата
  • возможность общаться с клиентом. В некоторых сферах такой возможности нет. Но любому дизайнеру для дальнейшего развития важно прокачивать такой навык.
  • работа с командой. В любом крутом проекте дизайнер будет взаимодействовать с разработчиками, аналитиками, проджект-менеджерами. Поэтому в некоторых сферах важно понимать, о чем эти люди говорят.
  • качество портфолио. Здесь рассмотрим, насколько конкурентно сильное портфолио можно сделать, пройдя путь в данном направлении.

Freelance

Как молодому дизайнеру найти работу на фрилансе?

Вам нужно потратить кучу времени, чтобы заполнить всевозможные аккаунты. LinkedIn — входной билет в сферу IT. Нужно детально заполнить все графы, прикрепить туда портфолио с Behance или Dribble. Еще вы можете подписаться на разные telegram-каналы. Там невысокая оплата, но зато вы сможете прокачать свое портфолио. Еще можно найти заказы на djinni.com, Dou.

Есть фриланс биржи, главная из них Upwork. Но на Upwork с опытом в один месяц и одной работой в портфолио вас не зарегистрируют. Платформа хочет, к примеру, минимум 1 год опыта и 5 работ в портфолио. О нюансах русскоговорящих бирж расскажу в следующем пункте. Сарафанное радио — тоже вид фриланса, причем очень эффективный. Часто сарафанное радио обеспечивает больше заказов, чем фриланс. Чистый фриланс на бирже требует дополнительных усилий. В сарафанном радио такой нужды нет: вы делаете хорошо один заказ и слава о вас расходиться дальше.

Самое сложное на любой бирже — это заработать первый доллар.

В начале у вас маленькое портфолио, нет рейтинга, поэтому единственное, за счет чего вы можете конкурировать, это низкая цена. Первый заказ делается за минимальные деньги для того, чтобы получить хороший отзыв.

Это сложный и порой очень длительный процесс. Свой первый заказ я прождал целый месяц, хотя каждый день отправлял заявки. Я смотрел как делают более опытные дизайнеры: как оформляют свой ответ, портфолио — и старался им подражать. В итоге через месяц я получил свой первый заказ. После первых баллов в рейтинге стало проще, каждый день-два у меня заказывали проекты.

С начинающими дизайнерами работают клиенты, которые хотят сильно сэкономить. Часто это люди, которые ничего не понимают в дизайне. От части это плюс, так как они не смогут оценить ваше портфолио. Но нужно быть аккуратным: не передавайте им исходники до подтверждения, что вам оплатили заказ. По моему опыту могу сказать, что 30-50% не заплатят в итоге.

Есть заказчики, которые пытаются обмануть, сказать, что вы не успели в срок, не выполнили все условия. Фриланс биржи, которые должны гарантировать оплату вашего труда, чаще на стороне заказчика, ведь он приносит бирже заработок. Поэтому нужно защищать себя самому.

Какие требования у фриланс бирж?

Для начинающего дизайнера требования к портфолио очень низкие, несмотря на сумасшедшую конкуренцию. Если у вас нет портфолио, фриланс биржи хороши тем, что, кроме прямых заказов, там есть конкурсы. Даже если вы не выиграете конкурс, получите хорошее техническое задание (ТЗ), по которому можно делать первый проект. Так вы пополните портфолио и получите обратную связь. А реальным заказчикам уже будет неважно подлинные ваши проекты или нет.

Требования к знанию английского здесь низкие. Даже работая на зарубежных сайтах фриланса достаточно уровня английского со школы. На Upwork большинство коммуникаций происходит в формате переписки, а Google переводчик у вас есть. В комбинации с Grammarly он поможет спокойно общаться на английском.

Выбирая между русскоговорящим и англоговорящим рынком, я советую второй. Там заказчики чаще выполняют условия контракта. Увы, мой опыт такой, что русскоговорящий заказчик будет пытаться вас обмануть и не заплатить, если вы еще новичок.

Биржи — это площадки для наработки навыков, наполнения портфолио, но не для заработка. Безусловно, дизайнер с высоким рейтингом на фрилансе может зарабатывать больше коллеги, который сидит в аутсорсовой компании. Но работа на бирже — это стресс.

UI умения аналогичны с портфолио. Вы учитесь, а у ваших заказчиков минимальные требования. Первые работы вы рисуете по наитию, не затрагивая такие вещи, как сетка, размер экрана. Даже если в итоге на готовом сайте все будет непропорциональным, неопытный заказчик может быть доволен результатом.

Требований по UX к начинающим дизайнерам нет. Но если вы выучите базовые вещи про user experience и укажете это, у вас будет огромное преимущество перед представителями Индии, Пакистана и т. д.

Преимущества Freelance

1. Прогрессивный рост оплаты. За свой первый дизайн, который занял 15 минут, я получил около 20$ и потом умножал ставку на 2. Так к пятой работе у вас получатся неплохие деньги, ведь клиент не разбирается в рыночной цене и качестве дизайна. Но ваш доход зависит от умения общаться и договариваться.

2. В 80% случаев вы будете общаться напрямую с заказчиком, а это ценный опыт. С карьерным ростом таких возможностей может быть все меньше. Поэтому важно уловить, какие есть требования, какую информацию выудить у заказчика, чтобы при сдаче работы у него было минимум вопросов.

3. Работа с командой на фрилансе практически отсутствует. Вы делаете дизайн, который в 8 из 10 случаев дальше никуда не пойдет. Например, вы сделали дизайн сайта, который клиент отнес разработчикам. И здесь они ему объясняют, что дизайн сложно реализовать, называют цену в 2 или 3 тысячи долларов, которые заказчик не готов заплатить. Начинающие дизайнеры часто рисуют фантазию, не имея понятия, какая техническая сложность стоит за реализацией. В этом случае отсутствие работы с командой можно считать плюсом, иначе к дизайнеру были бы вопросы.

4. Улучшение портфолио. В начале карьеры на фрилансе это маленькие интернет-магазины, сайты-визитки и лендинги. Визитки и лендинги — это легкие дизайн-решения, такие работы в портфолио серьезные компании не рассматривают вообще. Да, они могут быть красивыми в плане UI, но сличаются легкими задачами.

Дизайн-студия

У большинства дизайн-студий есть красивый сайт и брендинг. Есть люди, которые занимаются сейлзом, есть проджект-менеджеры, которые с улыбкой встречают клиентов. Но дизайнер с заказчиком здесь не общается. Чтобы зарабатывать, студии нанимают начинающих дизайнеров, которым платят небольшие деньги.

Требования в дизайн-студии

Здесь уже хотят увидеть красивое портфолио. Знание английского не понадобится, ведь задания от заказчика будут получать другие люди. Работать придется по их дедлайнам. Будьте готовы, что иногда нужно будет кучу раз переделывать одно и то же, ведь прежде всего здесь пытаются на 100% ублажить заказчика.

UI умения требуются хорошие, поскольку все нужно делать быстро. Скорость — это крутой навык, ведь например, Senior дизайнер может рисовать всего 2 часа в день, а все остальное время заниматься митингами. Причем Junior потратит 8-9 часов и не создаст того, что Senior сделает за час.

UX умения требуются, чтобы продать свой дизайн проджект-менеджеру, который в свою очередь будет продавать его заказчику. Самый частый аргумент заказчика — нравится/не нравится, но вы должны аргументировать свой дизайн исследованиями или знаниями теории.

Преимущества дизайн-студии

1. Оплата. Сюда берут начинающих, и даже готовы даже потратить время на их минимальное обучение. В среднем оплата составляет 400$ в месяц и больше. Все зависит от везения. Могут предлагать бесплатную работу, если вы стажер. Вы в начале пути, поэтому стоит быть достаточно гибким при выборе места наработки опыта.

2. Общение с клиентами здесь нулевое. Все вопросы будут решать за вас, а вам лишь придется нарисовать именно то, что хочет заказчик.

3. Работа с командой есть, но она минимальная — в большинстве случаев это проджект-менеджеры. Иногда еще есть общение с разработчиками: студия минимально проверяет, можно ли реализовать то, что хотят видеть заказчики.

4. Улучшение портфолио. Вам может повезти, и вы поработаете с крутыми-дорогими брендам. Но поскольку главная задача здесь удовлетворить эго компании, некоторые работы могут быть настолько ужасными, что их нельзя даже добавить в портфолио.

Стартап

Под стартапом я подразумеваю группу разработчиков. Они делают продукт MVP, выходят на рынок или идут к инвесторам. Как только идея получает отклик — они начинают искать дизайнера.

Зарплата здесь может быть намного выше, чем ваш уровень. Но важно понимать, что вам будут или не будут платить в зависимости от финансирования. После того, как вы решили свои задачи, какое-то время вы будете свободны, ведь разработчикам нужно будет время, чтобы реализовать нарисованное.

Здесь график нестабильный: пару месяцев может быть большая загрузка, а потом вы можете получать зарплату ни за что. Может быть такая ситуация, что при большем финансировании в стартап возьмут более опытного дизайнера.

Требования в стартапе

Требования к портфолио у них низкие, практически отсутствуют. Эти люди горят идеей и просто ищут своего человека в команду.

Знания английского. Все зависит от места, где этот стартап развивается. Привилегия заграничного стартапа в том, что вы улучшите свой английский, вам придется много общаться.

UX умения важны. Стартапы любят, когда есть какое-то подтверждение тем дизайнам, которые вы делаете. Они используют эти данные в предложении инвесторам, показывая почему этот user experience хорош.

Преимущества стартапа

1. Оплата может быть несоразмерной вашему уровню. В особенности, если вы работаете с западными стартапами.

2. Общение с клиентом достаточно плотное. Начинающими стартапами занимаются те, кто его придумал. Поэтому эти люди — генераторы крутых идей и, возможно, хорошие бизнесмены. Общение с ними — это «золото», которое вы получите в стартапе.

3. Работа с командой тоже есть. Единственный минус — команда может быть акой же начинающей, как и вы. Они могут не знать, как строить некоторые процессы девелопмента. Работы тоже может быть много, но зато вы сделаете проект высокого уровня.

4. Улучшение портфолио. Стартап — это не landing page, и редко это e-commerce сайт для продажи чего-то. Обычно это какая-то сложная структура, например, база данных, работа с информацией. Это ценится, особенно если вы подключали работу с клиентом, анализировали конкурентов. Такой проект может стать ключевым в вашем портфолио.

Продуктовая компания

По сути, это тот же стартап, который хорошо поднял инвестиции и уверенно стоит на ногах. У нас есть локальные продуктовые компании, но я рекомендую ориентироваться на западные. Европейские компании с большим энтузиазмом работают с украинскими фрилансерами. А вот с американцами сложнее работать из-за разницы во времени.

Требования в продуктовой компании.

В портфолио здесь очень ценят работы со стартапами. Продуктовая компания может взять начинающего дизайнера, если на проекте уже есть опытный дизайнер. Презентуя свой дизайн и идеи, важно понимать, что вы общаетесь с людьми, которые тоже разбираются в дизайне. Знание английского должно быть на хорошем уровне.

Ui умения. Нужно очень хорошо разбираться в трендовых тулах (Figma, Sketch), быстро работать, уметь делать интерактивные вещи и презентации. С помощью этого вы сможете очень хорошо себя продать.

По UX нужно знать больше, чем просто названия — важно иметь базу. Ведь так вы сможете помогать более опытному дизайнеру и решать задачи посложнее.

Преимущества продуктовой компании

1. Оплата. При работе в компании европейского уровня вы сможете получать хорошую зарплату. Хотя молодому дизайнеру довольно сложно сразу попасть в продуктовую компанию.

2. У вас будет качественное общение с клиентом. Даже если не с владельцем, вы все равно сможете общаться с продакт-оунером, проджект-менеджером. Обычно это скиловые специалисты, у которых есть интересный опыт.

3. Работа с командой — в продуктовой компании вы в этом хорошо прокачаетесь. На этом уровне уже все работают по методологиям Agile, Scrum, Kanban и т. д.

4. Улучшение портфолио просто фантастическое. Я 1,5 года делал один проект, но при этом было много активностей, связанных с пользователями, исследованиями и принятием решений. Здесь портфолио оформляется совсем по-другому: вы показываете проблемы, информацию, которую собрали, решение. Важно показывать цифры (например, как увеличилась конверсия), ведь так вы говорите о своей ценности для бизнеса.

Аутсорс

Если вы работаете в аутсорсовых компании с известным именем и высокими стандартами, то к вам будет больше требований. Но они, в свою очередь, дадут возможность работать с клиентами, которых вы, как фрилансер или одиночный дизайнер, никогда бы не получили. Здесь вы должны учитывать правила информационной безопасности, соблюдать NDA — ведь именно за этим заказчики обращаются к известным аутсорс-компаниям.

Требования в аутсорсе

Знание английского must have. В среднем для Junior дизайнера требуется В1/В2. В аутсорсовых компаниях вы чаще общаетесь с англоязычным заказчиком: нужно защищать свои идеи, дизайны, понимать, чего от вас хотят. К тому же вы коммуницируете с англоговорящими разработчиками из разных стран. Руководство таких компаний понимает, что навыки можно подтянуть. Но изучение английского занимает много времени, а никто столько ждать не готов.

Такие компании требуют сильную UI часть и портфолио, которое состоит не только из лендингов и сайтов-визиток. Нужно все делать быстро и качественно. Знать свой инструмент, разбираться в accessability — понимать в шрифтах, контрастности и цвете. Последнее сейчас часто требуют заказчики из разных стран. Могут быть требования для людей с плохим зрением и др., поэтому такие вещи нужно знать.

UX умения тоже требуют. Конечно, редко Junior дизайнеру дадут делать интервью с пользователями или какие-то сложные UХ вещи. Но он должен понимать, что делает его наставник (Senior дизайнер), для чего он это делает, и как это использовать.

Преимущества аутсорс-компаний

1. Оплата. Работая на аутсорсовую компанию, вы можете получить крупного заказчика (например, Nike) и соответственно оплата будет значительно выше, чем на фрилансе.

2. Общение с клиентом есть, но зависит от проекта. В аутсорсовой компании много времени уходит на рабочие процессы: митинги, обсуждения, решение глобальных проблем. Соответственно клиенты там есть, есть с кем поговорить, но это очень дозированное общение.

3. Работа с командой поставлена на очень крутом уровне. В аутсорсовых компаниях занимаются обучением и прокачкой своих людей. Они рассчитывают на ваше длительное пребывание в компании и вкладывают сумасшедшие ресурсы в ваше развитие. У вас будут курсы и ментор — человек, который будет следить за вашим прогрессом.

4. Улучшение портфолио. Тут уже имеет вес имя заказчика. Например, представьте, как повлияет на ваше портфолио опыт работы с Microsoft.

Что хорошо оплачивается на рынке: дизайн презентаций, сайтов или соцсетей?

На рынке присутствует несправедливость. Есть графические дизайнеры (делают баннеры, визитки, печатную продукцию), но эта работа не стоит практически ничего. Все, что связано с соцсетями, презентациями и т.д. очень плохо оплачивается. Вы можете брать такие заказы, как подработку, пока ожидаете заказ на дизайн сайта. Он стоит пару сотен долларов, поэтому делать упор лучше на веб-дизайн. Портфолио с визитками будет вас показывать, как дизайнера визиток, а не серьезного специалиста. Поэтому прибегайте к дизайну визиток и соцсетей только в случае крайней нужды.

О моем опыте

Я работал в компании бытовой химии около 5 лет, но не получал удовольствия от работы. У меня была страсть к творческому самовыражению. В итоге уволился и попал в компанию, для которой сделал первый дизайн. Правда, уже через две недели компания закрылась.

На тот момент я неплохо владел Фотошопом, занимался иллюстрацией, поэтому решил развиваться в сторону веб-дизайна и поработать на фрилансе. Первый месяц не приносил результатов, но как только я закончил первый проект, у меня уже не было перерывов между заказами. Благодаря сарафанному радио я достаточно быстро вышел с фриланса и начал работать с крупными компаниями, такими как Киевстар, МегаСпорт и другими. Так что, как бы банально не звучало, сарафанное радио действительно работает.

0
0
SAVE